Процесс проектирования МСО будем рассматривать как основу для установления отношений между проблемами оптимизации МСО и возможностями информатизации образования. При этом будем исходить из того, что информатизация образования имеет все характеристики инновационной деятельности (ИД). Причем реализация информатизации в условиях региона является процессом создания инновационного проекта. Для этого рассмотрим необходимые взаимоотношения между образованием и обучением.
А.М. Новиков педагогической компонентой системы образования считает педагогическую систему, выделив в ней следующие элементы: цели образования; содержание образования; методы; средства; организационные формы обучения и воспитания; педагоги; обучающиеся. Педагогические системы рассматриваются на разных уровнях, в частности на уровне педагогической системы каждого конкретного учителя. Этот автор подчиняет процесс проектирования этой системы логике организации процесса продуктивной практической деятельности. Считаем, что это даст возможность заполнить пробел в подготовке будущего учителя информатики к проектировочной деятельности по созданию своей собственной методической системы обучения информатике. Отметим то, что в фазу проектирования включают стадии:
1) концептуальная, состоящая из этапов: выявление противоречий; формулирование проблемы; определение проблематики; определение цели; выбор критериев;
2) моделирования, состоящая из этапов: построение моделей; оптимизация моделей; выбор модели (принятие решения);
3) конструирование системы, состоящая из этапов: декомпозиция; агрегирование; исследование условий; построение программы;