Информатика и вычислительная техника

         

Эволюция информационных процессов в обществеИнформационные кризисы и информационные революции


Информация, став с древнейших времен предметом человеческого труда, вызывала в обществе соответствующее развитие информационных процессов, связанных с ее получением, регистрацией, хранением, передачей, обработкой и т.д. Неуклонно увеличиваясь в своем объеме, информация стала проникать практически во все сферы человеческой жизни. Как следствие такого развития (порой лавинообразного) информационных процессов в обществе стали проявляться так называемые информационные кризисы, при которых

  • - возникают противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными информационными потоками;
  • - возникает большое количество избыточной информации, которая затрудняет получение и восприятие нужной для потребителя информации;
  • - появляются определенные экономические., ведомственные, политические и другие барьеры, которые препятствуют широкому и массовому распространению информации.

Таким образом, информационные кризисы порождают весьма парадоксальную ситуацию, при которой, с одной стороны, в мире накоплен громадный информационный потенциал, а с другой - люди не могут им воспользоваться в полном объеме в силу своих ограниченных возможностей. Информационные кризисы ставили общество перед необходимостью поиска путей выхода из создавшегося положения. Для этого разрабатывались различные средства, методы и технологии, облегчающие участие человека в информационных процессах.

В предыдущей главе уже говорилось о том, что такие разработки нередко носили поистине революционный характер и с ними, по праву, связывали так называемые информационные революции. До начала XX века эти революции, в основном, были связаны с совершенствованием средств регистрации и передачи информации. Напомним, что к их числу были отнесены изобретения письменности (первая революция), книгопечатание (вторая революция, середина XVI в.), а также открытие электричества и связанные с этим изобретения телеграфа, телефона, радио (третья революция, конец XIX в.).

Особенно кризисным в информационном отношении стал XX в.
Именно в этом веке объемы информации, циркулирующей в обществе,

32

стали расти особенно стремительными темпами. Так, например, общая сумма знаний уже с 1900 г. удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, 1970 г. - уже каждые 5 лет, а с 1990 г. - ежегодно. Резкий рост объема информации стал наиболее заметным в середине XX в. Лавинообразный поток информации, захлестнувший человека, не давал ему возможность в полной мере воспринять, а тем более обработать и проанализировать информацию. Становилось все труднее ориентироваться в постоянно увеличивающихся потоках информации.

Такая кризисная ситуация, естественно, привела к очередной информационной революции, связанной с разработкой средств вычислительной (компьютерной) техники, получившей наиболее массовое распространение в последние десятилетия XX в. Это время, по праву, стали называть эпохой новых информационных технологий, в основе которых лежит не только компьютерная техника, но и связанные с ней современные средства телекоммуникации. Внедрение ЭВМ, современных средств обработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией общества.

33

32 :: 33 :: Содержание


Содержание раздела