Информатика и вычислительная техника

         

Клавиатура и манипуляторы


Клавиатура - важнейшее.для пользователя периферийное устройство, осуществляющее ввод данных, команд и управляющих воздействий в ПЭВМ. С помощью клавиатуры реализуется диалоговое взаимодействие пользователя с ПЭВМ. Это устройство выполнено автономно от системной платы ПЭВМ и, кроме самой клавиатуры, содержит также контроллер клавиатуры, состоящий из буферной памяти и схем управления.

Каждая клавиша клавиатуры имеет порядковый номер. Интерпретация смысла нажатой клавиши осуществляется программным путем. При нажатии на клавишу ее код (номер) преобразуется специальной программой - драйвером в соответствующий код символа. Таким образом, кодировка клавиши не зависит от кодировки символа, обозначенного на ней. Это позволяет использовать клавиатуру не только для алфавита англо - язычных стран, но и для алфавитов других стран, в том числе русского алфавита (кириллицы).

230

Чаще всего клавиатура содержит 101 клавишу, но встречаются еще и старые клавиатуры с 84 клавишами. По своему назначению все клавиши можно разбить на следующие группы:

  • - буквенно - цифровые клавиши;
  • - клавиши управления курсором;
  • - специальные управляющие, или служебные клавиши;
  • - функциональные клавиши.

Буквенно - цифровые клавиши занимают центральную часть клавиатуры и используются для ввода текста и числовых данных.

Расположение букв и цифр на клавишах соответствует стандартному расположению их на клавиатуре пишущей машинки. Этот стандарт определяется последовательностью первых шести букв в верхнем ряду клавиатуры. Для латинского и русского алфавитов соответствующие стандарты обозначают как QWERTY и ЙЦУКЕН. Ввод с клавиатуры русских букв обеспечивается соответствующим драйвером, который должен быть предварительно загружен в оперативную память и находиться в ней резидентно

Для буквенно - цифровых клавиш существует понятие регистра, определяющего режим их использования. Для этой цели имеются две пары регистров: верхний/нижний и латинский/русский. На верхнем регистре вводятся прописные (заглавные) буквы, а на нижнем - строчные (маленькие), а также специальные символы и цифры, указанные на верхней и нижней части клавиши.
Эти регистры могут использоваться в различных сочетаниях, например верхний латинский, нижний русский и т.п. Переход на тот или иной режим (регистр) производится за счет одновременного нажатия соответствующей клавиши и одной или двух управляющих (служебных) клавиш.

Клавиши управления курсором расположены в правой части панели клавиатуры. При этом курсором называется определенный символ (обычно это узкий мерцающий прямоугольник или жирная черта), указывающий позицию на экране видеомонитора, в которой будет отображаться очередной выводимый на экран символ. С помощью клавиш управления можно перемещать курсор на одну позицию влево, вправо, вверх или вниз, в начало или конец строки, на одну страницу (т.е. на 25 строк) вперед или назад. Режим клавиш управления курсором может быть изменен на режим ввода цифр (0, ..., 9), математических знаков (+ , - , *, /) и точки с помощью так называемой малой цифровой клавиатуры.

Специальные управляющие клавиши, расположенные вокруг группы буквенно - цифровых клавиш, помимо управления режимами использования клавиатуры, обеспечивают также перезагрузку операционной системы, прекращение или приостановку выполнения программы, распечатку на принтере данных, выведенных на экран, и др.

231

Функциональные клавиши F1, ..., F2 размещены в верхней части клавиатуры. Эти клавиши программируются и для каждого программного продукта предназначены для выполнения специальных действий.

Управление работой клавиатуры и ее связь с центральными устройствами ПЭВМ реализует контроллер клавиатуры, который осуществляет:

  • - сканирование (опрос) состояния клавиш;
  • - буферизацию (временное запоминание) до 20 отдельных кодов клавиш на время между двумя соседними опросами клавиатуры;
  • - преобразование кодов нажатия клавиш в коды ASCII с помощью хранящихся в ПЗУ программируемых системных таблиц драйвера клавиатуры;
  • - тестирование (проверку работоспособности) клавиатуры при включении ПЭВМ.


Подключение контроллера клавиатуры к системной плате осуществляется с помощью 4 - проводного интерфейса, содержащего две шины питания и по одной шине для передачи тактовых импульсов и последовательного кода данных.



Взаимодействие пользователя с ПЭВМ реализуется не только с помощью клавиатуры, но и также с использованием различных типов координатных манипуляторов (устройств указания). С их помощью осуществляется управление движением курсора по экрану видеомонитора с последующим кодированием координат курсора и вводом их в ПЭВМ для использования соответствующими программами. Особенно удобны манипуляторы для задания команд при работе пользователей с программными приложениями Windows (Word, Excel и др.).

К манипуляторам относятся, в частности, устройства типа "мышь", а также трекбол и джойстик.

Мышь представляет собой небольшую коробочку с двумя или тремя клавишами и утопленным на нижней поверхности шариком, свободно вращающимся в любом направлении. Мышь подключается к ПЭВМ через последовательный порт. Пользователь, перемещая мышь по поверхности стола (обычно для этого используются специальные резиновые коврики), может изменять положение курсора на экране монитора, а нажатием клавиш - сообщать прикладной программе текущие значения его координат с указанием на выполнение определенных действий (например, выполнение определенного пункта меню). Мышь требует специальной программной поддержки с помощью специального драйвера, который обычно отслеживает одно - и двукратное нажатие левой клавиши мыши, однократное нажатие правой, а также перемещение мыши при нажатой левой или правой клавиши.

В портативных ПЭВМ функции мыши обычно выполняет встроенный в клавиатуру шарик на подставке с двумя клавишами, называемый трекболом. Его отличием от мыши является то, что мышь необходимо перемещать

232

по поверхности стола, а шар можно вращать, добиваясь перемещения курсора на экране монитора в нужную точку.

К ручным манипуляторам относится и джойстик, представляющий собой подвижную рукоять с одной или двумя кнопками, при помощи которой можно изменять положение курсора на экране монитора. Джойстик чаще используется в ПЭВМ бытового применения, в первую очередь для игр.

В карманных компьютерах в качестве устройства покоординатного ввода используется сенсорный экран.Для того, чтобы указать на конкретный объект, достаточно коснуться экрана в нужном месте специальным световым пером.

233

230 :: 231 :: 232 :: 233 :: Содержание


Содержание раздела